МБОУ «СОШ № 34»
г. Старый Оскол, Белгородская область
  • Функциональная грамотность

    Формирование функциональной грамотности

      Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

      Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
      Основные направления функциональной грамотности:

      • читательская грамотность
      • математическая
      • естественнонаучная
      • глобальные компетенции
      • финансовая грамотность
      • креативное мышление

      Формирование функциональной грамотности обучающихся  необходимо  для полноценного функционирования школьников в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

      PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment) оценивает  сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

      Система  заданий и диагностических материалов  способствует переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

      Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

      Банкии заданий размещены на сайтах:
      https://instrao.ru/ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
      https://fioco.ru ФИОКО  -  Федеральный институт оценки качества образования   
      https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа

      Презентация «Функциональная грамотность»

      Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

      Письмо Министерства Просвещения РФ от 17 сентября 2021 года №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

      Приказ Министерства Просвещения РФ №219 и Рособрнадзора №590 от 06 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

      Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

      Список литературы по формированию функциональной грамотности

      Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя

      Методические рекомендации для учителей и родителей

      Положение о системе формирования и оценке функциональной грамотности

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie