МБОУ «СОШ № 34»
г. Старый Оскол, Белгородская область
  • ИГРА И ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Автор: Копылова Татьяна Павловна, педагог-психолог, учитель-дефектолог
    Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он играет на перемене, во дворе, дома и на уроке. В этих играх почти нет взрослых. У младших школьников на первый план выступают правила игры, их сюжетно - ролевые игры мало походят на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Дети играют в них много и долго, но в свободное время. Давайте попытаемся разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте. Обратимся к анализу их игровой деятельности.
    ИГРА И ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
    Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом семи лет. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется сама игра.
    ?Во-первых, игра оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой - от режиссерской игры, через ее обратную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Таким образом, ребенок к младшему школьному возрасту уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.
    ?Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Л. С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами -специальной одеждой, наличием особых игрушек или предметов их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. - и правилами. По его мнению, формула "воображаемая ситуация /правило-правило/воображаемая ситуация" показывает, что при реализации игр нет необходимости ни в атрибутах, ни в специальном игровом пространстве.
    ?В-третьих, в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов:
    ✅Ребенок способен принять извне воображаемую ситуацию;
    ✅ребенок умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры - воображаемую ситуацию;
    ✅ребенок может реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.
    Д. Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не сколько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и обучения в младшем школьном возрасте.
    ?ПРИМЕР: родители показывают игру - диалог с любимой игрушкой их ребенка. Необходимо ввести в такую игру какое-то учебное содержание. Вариант: На пеньке сидел зайчик, я подошла к нему и спросила, не подскажет ли он, сколько сейчас времени. Он ответил, (сказал, что маленький), и показал мне часы, чтобы я сама посмотрела. Было уже 12:00 часов. Я узнала, что зайчику подарили часы, а как по ним определить время он не знал. И мы с зайчиком договорились, что я его научу определять время. Он очень обрадовался этому. Этот диалог - самая настоящая игра, высокого уровня.
    ?ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    ☝Не выбирайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.
    ☝Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов и увлечений.
    ☝Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от Вас, несмотря на Вашу занятость.
    ☝Радуйтесь умению своего ребенка принимать извне воображаемую ситуацию и играть по правилам.
    ☝Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie