- 40% школьников в России проводят летние каникулы за компьютерами и гаджетами;
- 61% детей проводят перед компьютером летом три-четыре часа в день;
- каждый второй (46%) школьник использует гаджеты для видеоигр;
- 39% — смотрит блогеров;
- 36% детей общаются в соцсетях.
Нам, взрослым, стоит помнить, что у детей и подростков не развита критичность. Ребята школьного возраста разбираются в цифровых технологиях лучше, чем взрослые. В то же время ценностный уровень у школьника еще не сформирован. Они могут опубликовать картинку с условным Гитлером просто потому, что им понравилась картинка или подпись показалась смешной. Ребенку зачастую не хватает знаний о том, что приемлемо и неприемлемо в современном обществе.
Поэтому присутствие подростков и детей в интернете — ответственность взрослых.
Проводя анализ страниц ребёнка в социальных сетях, необходимо обратить внимание на:
- личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональную окраску: стихи, цитаты и изображения, несущие негативный характер или пропагандирующие вредные привычки;
- тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативной лексики;
- постоянные «репосты» из групп, пропагандирующих антисоциальный образ жизни; фразы, иллюстрации на тему нанесения себе травм и порезов;
- список групп и публичных страниц, на которые подписан ребёнок, имеющих деструктивную направленность;
- список сохраненных или добавленных аудио-и видеозаписей: клипы, в которых прослеживается пропаганда суицидального и антисоциального поведения;
- музыка (алкогольная, наркотическая тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»);
- личную информацию: правдивость информации на личной странице «хэштеги»;
- группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может свидетельствовать о том, что подросток попал в опасную компанию);
- фотографии учащихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним: фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя, наркотических веществ, запрещенной атрибутики; изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное настроение с соответствующими комментариями;
- закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, символизируют суицидальные мысли.
Одно из самых главных правил поведения детей и взрослых в Сети — соблюдение кибергигиены. Это набор полезных привычек и навыков безопасного поведения в интернете.
Как родитель может привить эту привычку ребенку
- Не стоит запрещать детям посещать тот или иной ресурс. Лучше начать с открытого диалога: например, рассказать ребенку, что такое пин-код, почему важно использовать лицензионные приложения и следить за проведенным в телефоне временем. Только при условии открытости и взаимопонимания родитель сможет объяснить школьнику, почему важны такие расширения, как родительский контроль, приватность профиля, и как они могут помочь в опасных для ребенка ситуациях.
- Взрослому стоит не только рассказывать о важности этих мер, но и спрашивать мнение ребенка, интересоваться, какие действия предпринял бы он сам.
- Эксперты также рекомендуют родителям устанавливать родительский контроль на все устройства, которыми пользуется ребенок. Это расширение информирует родителя и ребенка о забытых паролях, киберопасностях и о том, в каких приложениях чаще всего школьник проводит время.